Размер шрифта:

Маленький
Нормальный
Большой

Цвет фона и шрифта:

с
с
с

Изображения:

Показывать
Черно-белые
Не показывать

На ПМЭФ обсудили взаимодействие работодателей и системы образования

07.06.2024 08:36:00 / Новости

6 июня на Петербургском международном экономическом форуме – 2024 прошла панельная сессия «Квалификация будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений». В работе приняли участие: министр труда и социальной защиты России Антон Котяков, члены Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям, эксперты Национального агентства развития квалификаций, представители ведущих университетов и лидеров российского бизнеса.

На открытии панельной сессии выступил председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Президент РСПП Александр Шохин. «Недостаток квалифицированных кадров вышел на первое место среди ключевых ограничений развития бизнеса. В рамках опроса, проведенного РСПП в 2023 году, его упомянули представители более двух третей компаний – в настоящее время это барьер номер один для развития бизнеса», – констатировал он.

Спикер указал, что обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров входят сегодня в число наиболее значимых мер повышения производительности труда. Так ответили 89% опрошенных. Шохин отметил, что в этих условиях возрастают требования к механизмам непрерывного образования на производстве, развитию корпоративных университетов, участию работодателей в разработке образовательных программ в вузах и колледжах. В этом компаниям и системе образования должны помочь налоговые стимулы и меры государственной поддержки.

«Речь может идти о расширении программ поддержки дополнительного профессионального образования. А также – об использовании повышающего коэффициента отнесения на себестоимость расходов на обучение сотрудников предприятий, по аналогии с затратами предприятий на НИОКР», – сказал председатель Национального совета.

Министр труда и социальной защиты России Антон Котяков отметил, что сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке труда – серьёзный вызов для сферы занятости, системы образования и работодателей. Безработица составляет рекордно низкие 2,6%, а до 2030 года российской экономике дополнительно потребуется 2,4 млн человек.

Спикер также подчеркнул, что в последнее время бизнес прошел через переоценку ценностей и достиг осознания роли кадровой стратегии в развитии предприятия.
Руководитель Минтруда России рассказал о разработке двухкомпонентной системы профессиональных стандартов: «Первая часть профстандарта будет более константной, отвечающая фундаментальным, общим знаниям. Вторая часть будет более маневренной, оперативно меняющаяся в соответствии с технологиями, которые применяет соответствующее предприятие».

Котяков сказал, что блок образования войдет в национальный проект «Молодежь», а мероприятия, касающиеся рынка труда, будут включены в национальный проект «Кадры».

Научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в своем выступлении подчеркнул, что сегодня необходимо найти возможности для разрешения базового противоречия между интересами предприятий и работников. Последнее заключается в том, что компании заинтересованы в подготовке сотрудников с узкой квалификацией, в то время как работники хотят обладать максимально широкими знаниями и навыками, гарантирующими их трудовую мобильность.

«Нужны инструменты – и бюджетные, и кредитные, и налоговые, для того чтобы включить бизнес, который владеет современными технологиями, в обучение, которое выходит за контур самого бизнеса», – резюмировал Кузьминов.

«Ключевой тезис о максимальной увязке требований рынка труда и системы профессионального образования необходимо транслировать и на взаимосвязь системы профстандартов и образовательных стандартов, – сказал в своем выступлении генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин. – Следует также обеспечить переподготовку преподавателей под новые образовательные программы, как это было сделано во время реализации федерального проекта “Кадры для цифровой экономики”».

«Важно, чтобы в национальных проектах “Кадры” и “Молодежь”, отраслевых программах стратегического развития была обеспечена реализация мероприятий, связанных с прошивкой требований рынка труда и системы подготовки кадров», – обратил внимание руководитель Национального агентства.

В этой связи Национальный совет разработал и утвердил Практические рекомендации о включении мероприятий НСК в документы стратегического планирования, сообщил Шадрин.

Необходимо вовлечь работодателей в системную  работу с образовательными организациями, считает спикер. Крупные компании имеют для этого собственные ресурсы, но важно помочь организовать эту работу в отраслях, в которых представлен малый и средний бизнес. Это и туризм, и индустрия гостеприимства, в строительной отрасли есть много средних предприятий.

Кроме того, Артем Шадрин отметил значимую роль советов по профессиональным квалификациям в вовлечении работодателей к участию в разработке и реализации образовательных программ вузов и колледжей, решению задач профессиональной ориентации и расширения числа мотивированных абитуриентов.

С учетом опыта национального проекта «Производительность труда», благодаря реализации которого тысячи предприятий освоили практики бережливого производства, целесообразно обеспечить поддержку такого же массового внедрения на предприятиях современных технологий управления персоналом, непрерывного образования сотрудников и взаимодействия с образовательными организациями, считает Шадрин.

О том, как работодатели реагируют на вызовы рынка труда, связанные с дефицитом квалифицированных кадров, на сессии говорили представители компаний.

В частности, директор компании «Северсталь» Александр Шевелёв рассказал об опыте реализации комплексного подхода к задаче обеспечения кадрами. Было отмечено, что 95% сотрудников «Северстали» уже прошли переобучение в корпоративном университете и учебных центрах. В рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» компания также взаимодействует с университетами.

В компании РЖД работа с кадровым обеспечением строится на трех китах – профориентации детей и молодежи, удержании сотрудников и их дальнейшем развитии. Об этом рассказал заместитель генерального директора компании «Российские железные дороги» Дмитрий Шаханов. Взаимодействие с образовательными организациями в РЖД начинают с детских садов. В средней школе организованы профильные классы, проводятся профильные смены в летних лагерях. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» работают 10 железнодорожных кластеров СПО, развивается сотрудничество с профильными вузами, отметил спикер.

В «ФосАгро» действует бесшовная программа «школа – колледж – вуз – предприятие», рассказал первый заместитель генерального директора, член совета директоров компании «ФосАгро» Сиродж Лоиков. Кроме того, существует специальная корпоративная программа «ДРОЗД», название которой расшифровывается как «Детям России образование, здоровье и духовность», ориентированная на дошкольников.

Также на пленарной сессии выступили заместитель председателя комитета по научно-образовательной и инновационной политике РСПП Михаил Попов, ректор Московского физико-технический института Дмитрий Ливанов, ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский, заместитель генерального директора по персоналу и организационному развитию компании «Аэрофлот» Илья Перфильев, старший управляющий директор компании «Авито Работа» Артем Кумпель.

Трансляция пленарной сессии
Фото – пресс-служба «Росконгресс»

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес-сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

На ПМЭФ обсудили взаимодействие работодателей и системы образования
Остались вопросы?
Свяжитесь с нами!
Здравствуйте! Чем мы можем Вам помочь?