Размер шрифта:

Маленький
Нормальный
Большой

Цвет фона и шрифта:

с
с
с

Изображения:

Показывать
Черно-белые
Не показывать

PROFI STRATEGY 
Межрегиональная профориентационная онлайн конференция 

image.png

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Копирование допускается без согласия автора или иного правообладателя с обязательным указанием имени автора, материалы которого используются, и источника заимствования.


Профориентация молодежи в настоящее время является ключевой в рамках формирования стратегического развития любой страны, так как от ее решения зависит устойчивость социально-экономических систем и перспективы развития. Основной задачей работы с молодежью является помощь в построении профессиональной траектории. Только взаимодействие учреждений всех областей поможет в достижении максимального развития системы профориентации молодежи.
 

Профориентационное волонтерство как фактор развития региональной системы профориентации

 Бобковская Ирина Михайловна, начальник отдела профессионального обучения и профориентации агентства труда и занятости населения Красноярского края

Идея создания проекта по развитию профориентационного добровольчества связана, прежде всего, с вопросами экономического развития Красноярского края – второго по площади региона Российской Федерации. Численность населения которого составляет 2 миллиона 900 тыс. человек.

Основа экономики Красноярского края – промышленное производство, поэтому существует значительная потребность в квалифицированных работниках. Ежегодная дополнительная кадровая потребность экономики региона составляет 55-65 тыс. человек.

На ситуацию с обеспечением кадров реального сектора экономики и бюджетной сферы оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение молодежи. Одним из путей для частичного решения данной задачи является использование добровольческих инициатив. Это направление деятельности закреплено как в Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года, так и в Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства края от 05.03.2021 № 127-р.

По инициативе агентства труда и занятости населения Красноярского края разработан и реализуется, начиная с 2007 года, краевой масштабный добровольческий (волонтерский) профориентационный проект «Твои горизонты».

Работа строится на основании принципов межведомственного взаимодействия и социального партнерства со структурами и организациями общего, профессионального и высшего образования, молодежной политики, культуры, средствами массовой информации, а также работодателями.

Основными стейкхолдерами профориентационного волонтерства являются добровольцы-профориентаторы. Добровольцы, занимаясь профорентационной деятельностью с детьми и подростками, повышают тем самым собственную социально-профессиональную активность и развивают ключевые метакомпетенции, приобретают навыки деловой коммуникации и самопрезентации, проектной деятельности, опыт организации и проведения мероприятий.

Польза для добровольцев данной работы подтверждается результатами опроса бывших волонтеров-профориентаторов, которые занимались профориентационной работой со школьниками в период с 2009 по 2017 годы (75 человек с опытом профориентационной деятельности от 1 года до 5 лет, в возрасте от 23 до 32 лет). Более 90,0% опрошенных получали удовлетворение от своей волонтерской профориентационной деятельности. Опыт волонтерской работы в дальнейшей профессиональной деятельности пригодился 2/3 респондентам. У 31% экс-волонтеров было выявлено, что их сегодняшняя профессиональная деятельность напрямую связана с профориентационной работой. Ряд волонтеров после окончания учебных заведений влились в ряды работников службы занятости населения.

Профориентационная деятельность волонтеров имеет вертикальную структуру.

I уровень – вступление молодого человека в краевое добровольческое профориентационное движение «Твои горизонты» и оказание помощи в проведении событийных мероприятий;

II уровень – подготовка добровольцев к профориентационной работе с молодежью посредством проведения обучения методам и технологиям профориентационной работы.

III уровень – участие добровольцев в разработке и реализации профориентационных проектов.

Основные виды деятельности добровольцев:

1. Информирование подростков: о потребностях экономики в квалифицированных кадрах; трансформации современного мира профессий; возможностях и условиях получения профессии в образовательных организациях.

2. Участие в формировании у подростков навыков поведения на рынке труда, в том числе связанных с профессиональным выбором.

3. Участие в проведении мероприятий профориентационной направленности.

Добровольцы совместно с образовательными организациями и работодателями разрабатывают и реализуют комплексные профориентационные проекты, адресованные различным категориям школьников. Кроме того, осуществляется регулярное обучение волонтеров-профориентаторов и кураторов добровольческих отрядов основам профориентационной работы. Этим для самих добровольцев создаются возможности для реализации их социально-профессиональной активности и развития ключевых профессиональных компетенций, что повышает их собственную конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, можем отметить, что добровольческое профориентационное движение «Твои горизонты» является одним из успешных направлений профориентационной работы с молодежью в Красноярском крае, неотъемлемым звеном краевой системы профессиональной ориентации.

В настоящее время идет разработка комплексного инновационного профориентационного проекта «Волонтерская «Лаборатория новых форм». В основе проекта заложена идея передачи волонтерам функций разработчиков новых форматов профориентационной деятельности с ребятами, а также целенаправленное формирование персонального пакета компетенций, что позволит им стать максимально успешными в добровольческой работе, так и в процессе построения собственной профессиональной карьеры.

2021-11-16_17-24-26.pngВолонтеры движения "Твои горизонты"

Практические наработки профориентации в цифровом формате

 Исмагилова З.А., директор КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций»

В 1987 году, в Красноярске, был образован центр, занимающийся профориентацией молодежи и психологической поддержкой населения, сейчас КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций» (далее Центр).

2022-01-19_16-33-33.png

Центр определяет приоритетным направлением в своей работе создание таких образовательных программ и условий среды, которые могут обеспечить: доступность и качество, соответствие требованиям профессиональных стандартов, расширение ресурсной базы для оказания образовательных, консультационных и методических услуг.

Миссия Центра – повышение конкурентоспособности населения Красноярского края на рынке труда, содействие его социальной адаптации.

В 2020 году, во время пандемии, произошел выход в онлайн пространство и организован PRO-ZOOM, с целью завоевания интереса аудитории и привлечения потенциальных клиентов.

2022-01-19_16-35-02.png

В данный период был проведен дистанционный конкурс, посвященный 75-летию Победы в Великий Отечественной войне «От профессии прошлого – к выбору будущего», школьники и студенты со всего края рассказали о своих родных, прошедших трудные военные годы и кем они работали в военное и после военное время, а также кем хотят стать ребята в будущем. Каждый участник получил памятный подарок, а все сочинения размещены на официальном сайте центра, также выпущена газета PRO - карьеру с работами ребят.

Были реализованы «ПРОФподкасты» – короткие видео, раскрывающие профессии изнутри и компетенции, которыми должен обладать профессионал своего дела. За лето 2020 года специалистами было отснято и смонтировано 4 видеоролика.

В условиях пандемии, нами был проведен «Профи-челлендж». В нем участники делились фотографиями своих родных и близких и рассказывали об их профессиях. К концу лета в социальных сетях было 107 постов от 74 участников о различных профессиях. По итогам был награжден самый активный участник челленджа из города Норильск.

С 12 августа по 2 сентября 2020 года реализован краевой онлайн-марафон «На пути к успеху». Основными участниками стали выпускники высших и средне-профессиональных учреждений, которые уже находятся в активном поиске работы. В онлайн-марафоне приняли участие спикеры из разных городов: Красноярска, Новосибирска и Москвы. Спикерами стали ведущие эксперты в области профориентации и трудоустройства. Были представители: HeadHunter Сибирь и SuperJob; комитета по развитию малого и среднего бизнеса Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края; Ассоциации Карьерного Консультирования; АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод» и многие другие.

Осенью 2020 года запущено обучение волонтеров основам профориентационной деятельности по программе стажировки «Track Game – территория развития компетенций будущего», в онлайн формате. Где добровольцы отрабатывали навыки проведения профориентационных занятий в онлайн формате, получили инструкцию по созданию урока на ZOOM площадке, психологические моменты удержания публики, умение использовать виртуальные профориентационные практики и игры. В декабре 2020 года, волонтеры-профориентаторы реализовали первый цикл профориентационных онлайн занятий «От профессии к карьере» для более 100 школьников из разных районов края.

В феврале 2021 года проведен краевой онлайн-марафон «Путь профессионала» с целью познакомить участников с современными «фишками» по выбору профессии и научить лайфхакам адаптации на современном рынке труда. Марафон собрал более 2500 участников: школьников, студентов ВО/СПО и молодых специалистов.

В апреле 2021 года организован и впервые проведен XI Межрегиональный профориентационный фестиваль «ПрофYESиЯ: ориентиры молодым» в онлайн формате. Фестиваль был организован в 2008 году и стал основной площадкой популяризации краевого добровольческого движения «Твои горизонты» и до 2021 года проходил в очном формате.

В рамках деловой программы с ведущими спикерами в сфере профориентации и менторами карьерного консультирования состоялся диалог между наукой и практикой. Участие приняли более 1100 человек из 28 регионов России, а также Канады.

С целью большего охвата молодежи профориентационными услугами и информационного сопровождения мероприятий созданы и развиваются страницы в социальных сетях ВК (Вконтакте), Инстаграмм и ТикТок. В ТикТоке проведен Краевой конкурс видео роликов «Профессия моего края». Победитель номинации «Приз зрительских симпатий» был определен в этой сети.

Сейчас, когда идет пресыщение онлайн-форматами, становятся актуальными, планируются и создаются профориентационные мероприятия комбинированного смешанного формата.

Теоретический аспект приходится на онлайн, а отработка практических навыков/компетенций переносится в офлайн.

Комбинированный формат работы позволяет сэкономить время участников и специалистов, и более грамотно распределить имеющиеся ресурсы.

Вести профориентационную деятельность должны подготовленные специалисты. С 2020 года с учетом современных требований рынка труда, успешно реализуется программа переподготовки «Карьерное консультирование», объемом 288 ак. часов в очно-заочном формате: 4 сессии по 72 часа, 3 из них в дистанционном режиме, 4-я сессия «Практикум карьерного консультирования» включает в себя практические задания по тематике: кейсовые мастерские с привлечением опытных карьерных консультантов, групповые и индивидуальные супервизии.

2022-01-19_16-34-35.png

В практикум включена тема «Работа со сложными клиентскими запросами». Подробно отрабатываются ролевые техники в работе со скрытыми запросами, использование инструментов нарративной практики в работе с проблемными карьерными историями, кейсы по сопровождению клиента в переходный период, работа с кризисными состояниями и с ресурсами, с ограничивающими убеждениями, со сложными эмоциональными состояниями клиента в карьерном консультировании; отработка группового/индивидуального формата психологической поддержки и социальной адаптации.

Дополнительно в практикум включена профилактика профессионального выгорания специалистов: выявление профессионального выгорания и способы работы со стрессом, управление с собственными эмоциями в ситуациях сопротивления, обесценивания.

Специалисты, прошедшие дополнительную программу профессиональной переподготовки «Карьерное конгсультирование», что ими был получен большой объем полезной, актуальной и практикоориентированной информации, которые они могут применить в своей работе, а использование онлайн-формата при подаче материала сделало удобным получение не только теоретических, но и практических навыков.

Реализация профориентации в цифровом формате имеет свои «подводные камни». Есть множество организационных моментов, которые необходимо учитывать при проведении каждого мероприятия. Имея определенный опыт в этой сфере, с 2021 года запущен новый курс повышения квалификации «Информационные технологии в профориентационной работе» - 32 ак. часа, сейчас ведется работа над созданием очной сессии этого курса.

Специалист, реализующий профориентационные мероприятия должен обладать ответственностью, умением организовать свою работу, четко видеть цели и быть креативным, а также мыслить стратегически, иначе вся работа будет лишена смысла и будет не интересна школьникам. Необходимо уметь строить деятельность таким образом, чтобы можно было бы спокойно, с удовольствием и мудростью пожинать плоды профориентационной деятельности.

От пробы к выбору, от выбора к успеху

 Боль Оксана Юрьевна, заместитель директора МАОУ ДО «Центр профессионального самоопределения»

Кривошея Татьяна Валерьевна, заместитель директора МАОУ ДО «Центр профессионального самоопределения»

  Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.

Сущность профориентации, как общественной проблемы, проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Существует проблема: низкая информированность школьников и их родителей о перспективах самостоятельного и осознанного выбора дальнейшей профессиональной деятельности.

Центр профессионального самоопределения – муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования. Основной вид деятельности – дополнительное образование и профессиональное обучение. В Центре реализуются программы дополнительного образования различных направленностей и успешно применяются формы работы в области профориентации (профориентационная просвещение, профориентационная диагностика, профориентационное консультирование, профессиональные пробы), которые ориентируют подростков на самоопределение в выборе профессии.

Работа по программам наставничества в Центре профессионального самоопределения позволяет сформировать открытое и эффективное сообщество, способное на комплексную поддержку обучающихся на этапе профессионального самоопределения. Решить проблему с информированием и самоопределением в профессии учащимся средней и старшей школы помогают педагоги дополнительного образования Центра. Ребята и родители не знают о том, что еще в школьном возрасте можно примерить на себя профессии, не знают где и как это сделать, не знают куда поступить после школы.

Ярким примером наставничества в Центре профессионального самоопределения является успешная практика участия в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). WorldSkills - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Педагоги дополнительного образования Центра – эксперты-наставники, а обучающиеся Центра – юниоры (16 лет и моложе), участники чемпионатов.

1. Школьники приходят в Центр профессионального самоопределения, проходят профессиональные пробы, пробуют себя в профессии, выбирают направление для обучения по программам дополнительного образования.

2. Выбрав направление для обучения, ребята начинают осознанно получать знания, умения и навыки. Тем, кто показал свой высокий уровень в обучении, предлагается участвовать в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)

3. Школьники, имея за плечами высокий уровень подготовки и, как результат, добившись высоких достижений, осознанно выбирают ссузы для продолжения обучения по профессии, повышая уровень образования.

4. Обучаясь в ссузах, ребята остаются в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), продолжают участвовать в чемпионатах в основной категории (17 лет и старше).

Такие высокие результаты невозможны без наставников - высокопрофессиональных педагогов дополнительного образования. Центр профессионального самоопределения гордится и педагогами дополнительного образования, и ребятами, которые у нас обучаются!

Важный аспект - это профориентация. Зачастую, для продолжения обучения после 9 класса, ребята выбирают и успешно поступают в те ссузы, которые являются специализированными центрами компетенций (СЦК).

Центр профессионального самоопределения успешно реализует совместную деятельность с учреждениями профессионального образования в рамках программы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников.


2022-01-19_10-48-30.png

Основной задачей нашей работы является помощь школьникам в построении профессиональной траектории.

Участие в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) дает подросткам возможность осознанно выбрать профессию, поступить на выбранную специальность в учреждение профессионального образования, воспитывает лидерские качества, трудолюбие, возможность открыть свое дело.

     Опыт реализации проекта «Педагогические классы» в Республике Беларусь

Егорова Юлия Николаевна, Начальник инновационно-методического отдела ЦРПО УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Баранова Антонина Васильевна, Методист инновационно-методического отдела ЦРПО УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Педагогическая профилизация, реализуемая в Республике Беларусь, направлена на психолого-педагогическую поддержку принятия старшеклассниками одного из важнейших стратегических решений в жизни – выбора будущей профессии. Начиная с 2015/2016 учебного года, в учреждениях общего среднего образования открыты профильные классы педагогической направленности. За 6 лет работы количество педагогических классов и групп увеличилось более чем в 5 раз. Сегодня в стране работают 556 педклассов, в которых обучается 5102 учащихся.

Учащиеся 10-11-х педагогических классов осваивают программу факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», содержание которой включает не только профессиографическую информацию, но и актуализирует поиск старшеклассниками ответов на ряд мировоззренческих вопросов. Обучение в педклассе предполагает прохождение педагогических проб, создание портфолио «Я – педагог».

2022-01-19_10-53-33.png

Результаты республиканского мониторинга, который ежегодно проводится центром развития педагогического образования БГПУ, подтверждают, что большинство учащихся 11-х педагогических классов (более 90%) не жалеют о том, что прошли профильную педагогическую подготовку. Они отмечают развивающий потенциал факультативных занятий и признают, что получили уникальный опыт первичной педагогической деятельности и исследовательско-поисковой работы, а также ценный опыт взаимодействия, коммуникации, организации деятельности с другими.

2022-01-19_10-55-00.png

В период обучения в педагогическом классе старшеклассники активно участвуют в образовательных событиях, организуемых БГПУ (различные конференции, семинары, конкурсы, проекты). Например, дебаты по педагогической футурологии (2016), конкурс проектов «Будущие педагоги – о школе будущего» (2017); ФОРСАЙТ-ФОРУМ «Будущие педагоги – о технологиях подготовки успешного педагога» (2018); научный STANDUP «Будущие педагоги-о современном ребёнке» (2019); республиканская акция #Обучименяонлайн_HUB; КЕЙС-марафон «Лучшее педагогическое решение» (2021).

Каждый год в дни школьных каникул в университете реализуется традиционный проект «Студент-на-один-день-в-БГПУ». В рамках проекта учащиеся педагогических классов имеют возможность побольше узнать о студенческой жизни, своими глазами увидеть, как организован образовательный процесс в университете, побывать на учебных занятиях, поговорить с преподавателями и студентами, на один день почувствовать себя студентом ведущего педагогического университета страны.

С 2016 года в БГПУ проводится традиционная международная конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы», к участию в которой приглашаются не только педагоги и представители администрации учреждений образования, но и учащиеся педагогических классов.

Все эти мероприятия и активности имеют очень важный эффект, т.к. многие педклассовцы, которые приезжают в БГПУ, потом становятся студентами университета. Для выпускников педагогических классов предусмотрен особый порядок приема на педагогические специальности:

1)   освоение факультатива «Введение в педагогическую профессию» с соответствующей записью в аттестате;

2)   наличие хороших и отличных оценок («7» – «10» баллов) по всем предметам, а по предметам вступительных испытаний в вузе – не ниже «8» баллов;

3)   наличие развернутой характеристики-рекомендации педагогического совета учреждения образования;

4)   зачисление проводится по результатам собеседования, проводимого учреждением высшего образования.

Как показывают результаты вступительной кампании, каждый год около трети выпускников педклассов поступают на педагогические специальности в разные вузы страны. Данные абитуриенты имеют высокий средний балл аттестата (8,7 баллов), в университете практически все они занимаются волонтерской работой, с удовольствием включаются в реализацию образовательных проектов, становятся участниками СНИЛ, выступают с различными инициативами. Одной из таких инициатив является создание студенческого клуба выпускников педагогических классов «ПРОФиль+», деятельность которого направлена на профориентационную и консультационную РОР-поддержку обучающихся школ и гимназий.

Анализ результатов 6-летней работы профильных классов педагогической направленности в Республике Беларусь позволил выявить широкие социальные эффекты педагогической профилизации на государственном, институциональном и личностном уровнях.

На государственном уровне: в общественном сознании, в государственной политике актуализируется идея значимости педагогической профессии, повышается её престиж, укрепляется система образования за счет привлечения в педагогическую профессию способных учащихся, имеющих призвание и склонности к педагогической профессии.

На институциональном уровне: наблюдается благоприятное изменение атмосферы школьной жизни, развитие активности и инициативности учащихся, повышение самоуважения педагогов.

На личностном уровне важным социальным эффектом педагогической профилизации является высокий развивающий потенциал профильной педагогической подготовки в школе. Речь идет о развитии soft skills – «мягких навыков», необходимых человеку в современной жизни.

Лучшие практические наработки по работе со школьниками в Абанском районе

Звонкова Юлия Викторовна, ведущий инспектор

КГКУ «ЦЗН Абанского района»

С каждым годом увеличивается потребность в профориентационных услугах, особенно этот вопрос актуален для молодежи. В целях массового охвата школьников и обеспечения доступности профориентационных услуг в Абанском районе, начиная с 2019 года, успешно реализуется работа краевого профориентационного добровольческого движения «Твои горизонты». По причине отсутствия на территории средне-профессиональных учреждений, было принято решение состав движения образовать из двух волонтёрских отрядов, это - работающая молодежь, студенты, поступившие в учебные заведения края и учащиеся общеобразовательных учреждений района.

Практически все профориентационные мероприятия проводятся с участием волонтёров, которые проходят три основных этапа роста: ассистент, ведущий мероприятий, автор проектов. Занятия обязательно строятся по запросу учащихся. Так, например, была организована и проведена встреча под названием «Профессии для настоящих мужчин». Ребята из Никольской СОШ лично познакомились с представителями таких профессий, как эксперт-криминалист, пожарный, участковый. По желанию учащихся Залипьевской ООШ, волонтеры рассказали о своих профессиях: ветеринарный фельдшер, оператор машинного доения, лесничий.

Уже несколько лет на территории пользуется популярностью муниципальная игра по профориентации «Лабиринты выбора». На игру собираются школы Абанского района и ведут борьбу за переходящий кубок победителя. Для игры готовятся задания различной степени сложности, похожие на прохождение своеобразного лабиринта, результаты которых оценивает жюри.

Цикл занятий «Найди себя», который проводят студенты, обучающиеся за пределами п. Абан, также приносит множество полезной информации и результатов школьникам. Студенты рассказывают не только об условиях поступления, учебных буднях, плюсах и минусах выбранной профессии, но и о студенческой жизни и внеурочной деятельности, где можно раскрыть свои таланты и возможности.

На данный момент реализуется проект «Мой выбор». Особенностью данного проекта является работа по индивидуальному запросу школьника. Проект работает в формате «интервью-беседа», ребята имеют возможность «попробовать себя в профессии», посетив рабочее место специалиста. Ученики уже узнали исчерпывающую информацию и побывали «внутри» таких профессий, как водитель КаМАЗа, журналист, корреспондент, педагог-психолог, полицейский, начальник оперативной-диспетчерской службы. В планах на 2022 год продолжить реализацию проекта на тему «ТОП – 10 самых необычных и редких профессий в Абанском райне».

Единственный в Красноярском крае ежегодный муниципальный межведомственный профориентационный проект «Молодежь во власти» пользуется наибольшим спросом у старшеклассников. Основной целью проекта является развитие потенциала молодежи и поддержка молодежных инициатив в интересах Абанского района. Подросток не только проходит «профессиональную пробу». Он находится на рабочем месте представителя власти весь рабочий день.

Вот фрагмент отзыва одной из участниц проекта Трофимовой Дарьи, ученицы 11 класса, которая посетила 86 пожарно-спасательную часть п. Абан: «В ходе моей работы, я изучила полное устройство пожарной машины и боевой устав подразделений пожарной охраны, в котором говорилось о порядке организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Узнала все о добровольческих отрядах пожарных. Также я познакомилась с работой диспетчеров, которые являются основной частью жизни пожарного подразделения. Они мне рассказали о том, как правильно заполнять документы, когда ты принял вызов и показали даже на действующем примере. В свободное время от занятий личный состав показал мне свои успехи в настольном теннисе, где они одержали победу. Рассказали мне о суевериях и приметах у пожарных. Одной из интересных примет было то, что они никогда не приходят на работу в новой одежде, нужно обязательно где-то пройтись в ней и сделать помарки». Данный проект успешно реализуется при поддержке Администрации Абанского района, Управления образования, Молодежного центра.

Многочисленные положительные отзывы имеют семинары-тренинги для школьников и волонтёров-профориентаторов. В 2019 году, на раннем этапе существования волонтерского движения «Твои горизонты» состоялся тренинг «Я-профориентатор» по обучению волонтёров, далее: «Законы лидерства», «Основы профайлинга» и другие.

С целью мотивации на эффективное построение профессиональной траектории на территории Абанского района используются также различные формы и методы профориентационной работы. Это Ярмарки учебных и рабочих мест, экскурсии на предприятия, парады профессий, круглые столы.

С уверенностью можно сказать, что работа с молодежью на территории Абанского района способствует развитию добровольческой инициативы в сфере профессиональной ориентации.

   Цифровая трансформация профессиональной ориентации

Сергеев Игорь Станиславович, д.п.н., в.н.с ФИРО РАНХиГС

Цифровая трансформация меняет все стороны жизни человека. Пространство, в котором происходит его социально-профессиональное самоопределение, становится иным. Возрастает многообразие не только профессий и компетенций, но и социально-трудовых ролей и форм организации деятельности (в т.ч. в сетевом пространстве – фриланс, бизнес-предпринимательство, «удалённый офис», распределённые проектные команды и т.д.), нарастает потребность уже не столько в высококвалифицированных профессионалах, сколько в мультипрофессионалах. Характерная для многих территорий России ограниченность выбора в традиционном (аналоговом, реальном) пространстве массовых профессий восполняется новым измерением – цифровым (сетевым, виртуальным), работа в котором в принципе не ограничена рамками страны, региона, профессии, должности, рабочего места, определенного режима работы. Среда самоопределения становится максимально насыщенной и многообразной, количество возможных профессионально-образовательных и карьерных траекторий – бесконечно большим.

Задачи профессионального выбора, стоящие перед каждым человеком, существенно усложняются. В условиях всеобщей неопределенности предметом проектирования становится уже не конкретный выбор и даже не личный профессиональный план, а «веер» вариативных личных профессиональных планов. Переходы в рамках такого «веера» под влиянием динамичных изменений требуют от человека высокой образовательной и профессиональной мобильности и порой нуждаются в поддержке со стороны человека-наставника, навигатора, либо «цифрового помощника» – персонального средства цифровой навигации и сопровождения в формировании личного профессионально-образовательного трека.

2022-01-19_10-51-16.png

Кардинальные изменения в процессе цифровой трансформации профориентационной работы будут связаны с переходом к новому поколению цифророждённых профориентационных технологий. Первое поколение таких технологий уже появилось. В его основе – адаптация хорошо известных профориентационных форм и методов работы, позволяющая использовать общедоступные ИКТ. Например: виртуальные профориентационные экскурсии, которые можно понимать как развитие традиционной профориентационной экскурсии; «онлайн-профпробы», предполагающие сочетания онлайн и офлайн активностей (само практическое задание выполняется обучающимся самостоятельно, в большинстве случаев, без опоры на цифровые технологии); профориентационные веб-квесты, онлайн-марафоны и т.д.

Второе поколение цифророждённых профориентационных технологий предполагает более глубокую трансформацию процесса сопровождения профессионального самоопределения. Их разработка потребует формирования смешанных команд, объединяющих квалифицированных специалистов в области профориентации и специалистов IT-сферы (как вариант: студентов, обучающихся по IT-специальностям). Возможные примеры перспективных профориентационных технологий: виртуальные профпробы, использующие иммерсивные технологии и нейроинтерфейсы, и позволяющие сочетать субъективную самооценку и объективную оценку для решения задач предиктивной аналитики (предсказание успешности человека в данном виде деятельности); лонгитюдная профориентационная диагностика, основанная на комплексном анализе многолетнего цифрового следа человека с использованием технологии Big Data. В обозримой перспективе можно ожидать появления и третьего поколения профориентационных технологий, предполагающих не только делегирование цифровым технологиям (прежде всего, искусственному интеллекту) многих функций психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения, но и появление у цифровых помощников признаков «третьего субъекта» профориентационного процесса, наряду с оптантом и педагогом-профориентатором.

Особое значение в цифровой профориентации могут играть платформенные решения, как инструмент для сближения и объединения двух уровней сопровождения профессионального самоопределения – персонального (микроуровень) и институционального (макроуровень). Использование единых платформ, например, в масштабе субъекта федерации позволит упорядочить все профориентационные программы и события различного уровня на основе формирование общего календаря событий и единой системы регистрации участников. Облегчится развитие сетевых форматов профориентационной работы, реализуемых с участием двух или более организаций; сетевых механизмов поддержки и наставничества в профориентации, в том числе в форме взаимной поддержки лиц, имеющих различный опыт самоопределения, а также сетевых механизмов обмена опытом и наставничества в среде специалистов по профориентации. Платформенные решения обеспечат открытость хода и результатов профориентационного процесса для различных категорий интересантов, прежде всего, для родителей обучающихся. Концентрация профориентационно значимого «цифрового следа» всех самоопределяющихся субъектов позволит создать систему непрерывного многоуровневого мониторинга хода и результативности профориентационной работы, диагностика результатов и проблемных зон в процессе профессионального самоопределения обучающихся.

Вместе с тем, нужно учитывать, что развитие функционала и повышение значимости профориентационных платформ обостряет риски: во-первых, виртуализации профориентационной работы, доминирования цифровых форматов над контактными; во-вторых, ограничения содержания, форм и средств профориентационной работы рамками созданной платформы («профориентация – это то, что есть в меню нашего портала»); в-третьих, манипулирования поведением пользователей платформ в интересах определенных лиц, социальных групп или институтов.

В процессе цифровой трансформации меняются роли специалиста по профессиональной ориентации. Наряду с профориентатором-наставником, осуществляющим сопровождение профессионального самоопределения традиционным образом (в непосредственном взаимодействии с оптантом), в цифровой среде начинает формироваться новая профессиональная модель, которую можно назвать «цифровым методистом». Эта новая фигура, в сотрудничестве с ИТ-специалистами, осуществляет проектирование цифровых средств сопровождения профессионального самоопределения, выполняя функции аналитика современных трендов и лучших практик, концептуалиста, архитектора цифровых решений, разработчика, что во многом роднит его с привычным образом методиста в сфере образования. Не будучи включен непосредственно в процесс взаимодействия с оптантом, цифровой методист может оказывать более сильное воздействие на процессы профессионального самоопределения, ввиду возможности массового охвата целевой аудитории разрабатываемыми им продуктами. Обратную связь о качестве и результативности своей профессиональной деятельности он также получает в опосредованной форме, на основе аналитики больших данных.

   Инструменты цикла сквозной профориентации студентов и школьников, организованные на ресурсной платформе группы проектов «Карьера в России»

«Карьера в России»

С 2008 года команда КВР ежегодно вовлекает порядка 10 000 студентов, 50 000 школьников и 3 000 компаний в апробацию и внедрение практик кадрового партнерства. Вниманию участников конференции будут представлены передовые методики повседневного кадрового партнерства школ, колледжей, университетов с большим числом компаний малого, среднего и крупного бизнеса, направленные на формирование школьниками и студентами осознанного выбора профессии.

2022-01-19_10-59-55.png

Skills-хакатон - конкурсная методика, исследовательская игра-практика, при помощи которой студенты 1-2 курсов колледжей и университетов изучают и описывают прогнозный Skills-профиль ключевых профессий региона вместе с работодателями. Далее, по результатам исследований, студенты организовывают профессиональные пробы для школьников по ключевым профессиям и специальностям региона, выявленным в ходе полевых исследований Skills-хакатона. В 2020 году в Межрегиональном исследовании КВР при поддержке АСИ приняли участие команды из 6 регионов России. Межрегиональное исследование вовлекло 1108 компаний, 1870 студентов, 165 преподавателей.

2022-01-19_10-57-52.png

Профессиональные пробы для школьников - конкурсная методика, игровой конструктор кейсов и заданий, при помощи которой студентам колледжей и университетов предлагается организовать публичное событие для школьников и учителей в формате профпроб и решить задачу по осознанному выбору профессии у школьников, формированию притягательного облика, имиджа профессии/специальности, кадровых партнеров в целевой клиентской аудитории, в том числе продвижение бренда профессий и компаний и передачи корпоративной культуры и опыта.


Без имени-2.png

Остались вопросы?
Свяжитесь с нами!
Здравствуйте! Чем мы можем Вам помочь?